Итак, в данном исследовании решаются проблемы определение уровня морального развития личности с одной стороны, и особенности нравственного развития личности на ситуацию морального выбора. Эти разные подходы к раскрытию сущности нравственного развития отнюдь не противоречат друг другу, а лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности, ее степень осознанности.
Цель и задачи исследования:
цель данного исследования заключается в определении нравственного развития личности и понимании ситуации морального выбора. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
4. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;
5. определить уровень развитости нравственного развития с помощью методики оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Колберга;
6. выявить какая зависимость между нравственным развитием личности и пониманием морального выбора;
7. сделать анализ результатов проведенного исследования.
Была выдвинута следующая гипотеза:о том, уровень осознанности морального выбора зависит от нравственного развития личности.
Объектом исследования:
ситуация морального выбора.
Предметом исследования:
нравственное развитие личности и понимание ситуации морального выбора.
В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого из испытуемых в отдельности, при помощи методик определяющих их уровень морального сознания, с целью выяснения того, каким образом формируется степень моральной осознанности в период становления личности, какие особенности и характеристики имеет ситуация морального выбора в юношеском возрасте.
Характеристика выборки: исследование проводилось в средне-образовательной школе №43. В целом, в исследовании приняло участие 20 учеников из 8-го, 9-го и 11-того классов, в возрасте от 15 до 18 лет.
Методы исследования:
Ø методика оценки уровня развития морального сознания – Дилеммы Л. Колберга. Методика предназначена для оценки уровня развития морального сознания. Для этого Л.Колберг сформулировал девять дилемм, в оценке которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня (которые были описаны чуть выше).
Л.Колберг выделил три основных уровня развития моральных суждений:
¾ преконвенциональный,
¾ конвенциональный
¾ и постконвенциональный.
В каждом из названных уровней развития Л.Колберг выделял несколько стадий, которые соответствуют определенному развитию личности, характеризующиеся в возрасте развития.
Стадии развития моральных суждений по Л.Колбергу:
Стадии |
Возраст |
Основания морального выбора |
Отношение к самооценности человеческого существования |
Преконвенциональный уровень развития | |||
0 |
0-2 |
Делаю то, что мне приятно | |
1 |
2-3 |
Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания |
Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет |
2 |
4-7 |
Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты - мне, я - тебе» |
Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое доставляет ребенку этот человек |
Конвенциональный уровень развития | |||
3 |
7-10 |
Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой» |
Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку |
4 |
10-12 |
Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и |
Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных |
Постконвенциональный уровень развития | |||
5 |
После 13 |
ММораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственный принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения |
ЖЖизнь ценится и сточки зрения ее пользы для человечества, и сточки зрения права каждого человека на жизнь |
6 |
После 18 |
Индивидуальные принципы, выработанные саностоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности |
ЖЖизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека |
Исследование психологических детерминант успеваемости учащегося
Общие сведения об испытуемом
ФИО: Чеснокова Ксения Владимировна
Возраст: 13 лет
Школа, класс: средняя школа №11 г. Бор, 9 «б»
Национальность: русская
Общее физическое развитие: соответствует возрасту
Внешний облик:
- здоровый и ухоженный внешний вид (единственное замечание – бледная кожа)
- манера одеваться, украшения, прическа ...
Нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения в школе. Современное
состояние проблемы.
Известно, что дети с различной наследственностью, с самого раннего возраста развивавшиеся вне общества людей и культуры, остаются на уровне развития животных. Это говорит о значимой роли социального в формировании ВПФ. «Мозг человека, его морфогенез, функциональные системы как единицы интегративной деятельности мозга и как психофизиолог ...
Всестороннее воспитание ребенка
Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он эт ...
Разделы