Материалы » Развитие положительных эмоций у дошкольников » Психологическая характеристика дошкольного возраста

Психологическая характеристика дошкольного возраста
Страница 2

Это проявляется в его вопросах: «Почему? Зачем?» - и постоянном непроизвольном стремлении упражнять себя в действиях, заявляя: «Я сам!» Большую роль в психическом развитии ребёнка играет память. Она обогащает его ум множеством понятий и сведений. Для развития психики дошкольника имеет значение и посильный труд, к которому он понемногу начинает приобщаться в семье, в детском саду. Всё это способствует и физическому развитию, и интеллектуальному росту ребёнка. У него развиваются внимание, память, мышление, речь, появляется стремление к приобретению знаний, к самостоятельности, возникает интерес к окружающему миру. Ребёнок приобретает некоторые практические навыки. Все эти особенности говорят о готовности ребёнка к школьному обучению.

Развитие эмоций в младенчестве

Первые эмоции ребенка, которые он испытывает непосредственно после рождения, носят отрицательный характер по физиологическим причинам. Это связано с резким изменением средовых факторов, к которым он привык в утробе матери. Чуть позже, выражаясь в крике и плаче, эти отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и являются сигналом для окружающих о неблагополучии ребенка (голод, недомогания, мокрые пеленки, желание спать и т. д.). В этот период ярко обнаруживает себя реакция страха, которая может быть вызвана резким изменением среды, положения, громкими звуками и т. д. Физиологическая природа данных эмоций — безусловные рефлексы. На данном этапе удовлетворение витальных потребностей создает лишь предпосылку для появления у малыша чувства радости [10]. Постепенно, с увеличением отрезка бодрствования, взаимодействие со взрослым, который не только обеспечивает уход, но и стремится наполнить жизнь младенца разнообразными впечатлениями, проявляет любовное и заботливое отношение к нему, начинают развиваться положительные эмоции. Существенным этапом эмоционального развития ребенка становится образование на основе безусловных эмоциональных реакций условных, которые возникают не только в связи с ощущениями, но уже и в связи с представлениями [52]. Это свидетельствует о расширении информационных полей, стимулирующих появление все новых и новых источников эмоций и обогащении их содержания. Постепенно расширяются и потребности ребенка, которые уже не ограничиваются только органическими. Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств [68]. Представление — наглядный образ предмета, возникающий на основе прошлого опыта [68]. Как отмечает Г.А. Урунтаева [84], первая социальная эмоция — улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склоненное лицо — появляется у малыша приблизительно на 3-4-й неделе. К 3-4-м месяцам положительные эмоции складываются в «комплекс оживления», представляющий собой специфическое поведение в отношении взрослого. В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции малыша являются главным коммуникативным средством. Необходимо отметить, что до 6 месяцев общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Кроме того, негативные эмоциональные переживания взрослого, обращенные к нему, не воспринимаются. И только во втором полугодии своей жизни ребенок начинает дифференцировать эмоциональные состояния взрослого, чутко реагируя на его мимику, интонационную окраску голоса, его действия. На этой основе начинает формироваться симпатия и любовь к близким как ответная реакция на их теплоту и заботу, ласку и доброжелательное внимание [57]. Если на первых месяцах жизни реакцию радости вызывает общение со взрослым, то уже после 4 месяцев ее способна вызвать и игрушка. Побудительным фактором становится новизна предметов, попадающих в непосредственное поле зрения и доступных для манипулирования [57]. Удовольствие доставляют и собственная двигательная активность и различные звуковые эффекты. Важной характеристикой эмоционального мира младенца является его «заражение» эмоциями окружающих людей. Свидетельством начала формирования познавательной потребности является появление чувства удивления, возникающего при непосредственном воздействии необычного раздражителя [24]. Это чувство берет свое начало в ориентировочном рефлексе «что такое?». Остановимся на ключевых моментах эмоционального развития в младенческом возрасте: — для детей младенческого возраста характерными являются примитивные эмоции, вызывае мые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей; — основным средством общения в довербальный период для ребенка являются выразительные эмоциональные реакции; — способность к дифференциации эмоций у ребенка развивается в ходе ситуативно-личностного общения со взрослым; — расширение источников информации способствует развитию познавательной активности, находящей выражение в переживании радости от собственных действий и развитию чувства удивления; — закладываются основы высших чувств — любви и симпатии к близким, взрослым, в основе которых лежит подражание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Родитель, Взрослый, Ребенок, Дитя (Эрик Берн)
Все три инстанции Р, В, Д. присутствуют в каждом человеке в большей или меньшей степени. Д-ребенок (хочу, не хочу) Креативность, много выдумывают, эмоциональны, милы. Недостаток - безответственны,. Самоутверждение нужно, свобода, сбивание с графика, восхищение всем. Родит - (Надо! так делают все, так не делает никто! + забота, опека, ...

Этнический стереотип: понятие, функции, основные методы изучения
В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипизированию: во-первых, по принципу экономии ...

Эволюционно-историческая концепция личности
Как известно, содержание понятия «личность» в современной психологии не является устоявшимся. И если в зарубежной психологической науке такое положение обусловлено перенасыщенностью рынка научных идей и множеством различных подходов, то в нашей стране действуют причины иного порядка. Отметим только две из них, по нашему мнению, основные ...