Заключение

Анализ специальной литературы выявил, что восприятие и память находятся в тесной взаимосвязи с речевой функцией, а речевая функция тем самым находится в тесной связи со всеми компонентами функциональной системы. Выпадение какой-либо одной функции влечет за собой нарушение другой. Примером может служить акустико-миестическая афазия, где нарушается процесс запоминания, при поражении левой височной области (М.К. Шохор-Троцкая, А.Р. Лурия, Т.Г. Визель, В.М. Шкловский). Дизартрия, которая возникает при поражении головного мозга и его отделов влечет за собой нарушение речи, психических процессов, нарушение моторики (М.А. Поваляева). www.stablebank.ru

В настоящее время имеются указания в специальной литературе, что у детей с общим недоразвитием речи имеются нарушения вербальной памяти (С.Н. Сазонова, В.К. Воробьева, Р.И. Мартынова, Ю.Ф. Гаркуша). Вместе с тем нам известно, что в основе дефекта при общем недоразвитии речи лежит наряду с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, нарушается слуховое восприятие и слуховое внимание (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюнова, Г.А. Ткаченко), ввиду чего специфически меняется процесс формирования речевой функциональной системы у детей с общим недоразвитием, может специфично протекать процесс вербальной памяти, запоминания. На это указывают многие авторы, в частности Г.А. Каше, Р.И. Мартынова. Если процессы памяти связаны с запоминанием слов, близких по звучанию, с нарушением фонем близких по артикуляторно-акустическим признакам, это основание для изучения вербальной памяти.

Общее недоразвитие речи представляет собой сложный дефект, при котором наблюдается органическое поражение центральной нервной системы, следовательно, представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при котором нарушается или отстает от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй.

В виду того, что ОНР носит органическую природу, специфически развиваются такие психические функции как внимание, память, мышление (С.С. Липидевский, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, А.Н. Леонтьев). Как указывают в своих исследованиях ученые ОНР в тяжелых случаях граничит с умственной отсталостью, в легких – дети имеют своеобразный характер развития познавательной сферы: внимания, памяти, словесно-логического мышления (Н.С. Жукова, Г.А. Каше). Авторы отмечают недостаточную устойчивость внимания, ограничена возможность его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти страдает вербальная память, снижена продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы последовательности заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Такие дети без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением (Т.В. Волосовец).

На современном этапе основное внимание ученых привлекает изучение связи речи и мышления, другие вопросы как речь и память, речь и внимание, разработаны не столь детально, что говорит о выборе темы, о ее актуальности.


Иллюзии восприятия размера
Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как за ...

Результаты экспериментального исследования. Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования
Результаты диагностической программы представлены в сводной таблице. Таблица 1 Сводная таблица результатов диагностического исследования № Имя Фамилия Методики 1 2 3 4 1 Алина М. высокий средний высокий высокий 2 Антон С.* низкий низкий средний низкий 3 Светлана М ...

Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей подростков в неполных семьях. Организация и методы экспериментального исследования
Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностей подростков в полных и неполных семьях. Исходя из этого, нами поставлены следующие задачи: 1) подбор методик для изучения индивидуально-психологических особенностей личности подростков; 2) диагностическое исследование и анализ индив ...