Материалы » Формирование психологической культуры детей » Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей

Психологическая культура родителей – фактор формирования психологической культуры детей
Страница 2

Родитель является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, не только партнером по игре, но конкретной личностью с определенными качествами (своим положением в обществе, возрастом, профессией и т.д.). Все эти качества очень важны для старшего дошкольника. [24]

Дошкольный возраст, как отмечает А.А. Крылов, является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. [1] Семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье [37]. В исследованиях Коломинского Я. Л., внутрисемейные отношения рассматриваются как межличностные отношения в процессе общения. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает образ жизни семьи для последующего его воспроизводства, а также общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Содержание и эмоционально-нравственное наполнение таких отношений в каждой семье уникальны, так как зависят от индивидуальных особенностей и уровня психологической культуры каждого члена семьи. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи социального и нравственного опыта старших поколений младшему. Однако воздействие родительских образцов имеет не механический характер, а постепенно усваивается и перерабатывается ребенком. Именно поэтому дети не могут абсолютно точно копировать родителей и быть их зеркальным отражением. [21]

Очень важно понять, как ребенок и как взрослый представляют себя в системе детско-родительских отношений. В лице взрослого ребенок находит не столько носителя некоторого личного опыта, сколько выразителя общечеловеческого начала полномочного представителя культуры. Взрослый является посредником между ребенком и культурой и передает ему для освоения то практическое богатство, которое человечество выработало в процессе своей истории. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определенные эталоны представлений о том, каким должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, сын и дочь по отношению к престарелым родителям. [30].

Смирнова Е. О., Быкова М. В. отмечают девять вариантов родительского поведения: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, потакающий, ситуативный, зависимый и придерживаются мнения о том, что в реальной жизни многообразие ситуаций, в которых оказываются родители и дети, исключает возможность реализации одного стиля и предполагает осуществление различных вариантов родительского поведения [18, 36].

В современной психологии стили семейного воспитания условно делят на три основные группы: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. [5] Первый из них проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, полное безразличие к делам и чувствам другого. Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу. На одном полюсе шкалы царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного процесса [17, 19, 20].

Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. к неблагоприятным стилям семейного воспитания относят потворствующую гиперпротекцию, доминирующую гиперпротекцию, эмоциональное отвержение, повышенную моральную ответственность, гиперпротекцию, а также тип «родителя – начальника» и «родителя – товарища». Авторы отмечают, что ни одна из этих ролей не позволяет родителям создать в семье атмосферу доверия [16].

Страницы: 1 2 3 4


Четыре системы Лайкерта.
Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства. Рис. 3 Система 1 Система 2 Система 3 Система 4 Эксплуататорско- авторитарная Благосклонно- авторитарная Консультативно- демократическая Основанная на участии Рис. 3 Лайкерт описывает руководителей, относящихся ...

Понятие малой социальной группы
Почти столетие малая группа остается предметом живого интереса множества социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Сейчас уже трудно себе представить, что всего 90—100 лет назад на экпериментальном уровне рассматривался вопрос о том, что само прису ...

Механизмы защиты. Тревожность
Основные проблемы души состоят в том, как справиться с тревожностью. Тревожность вызывается ожидаемым или предвидимым возрастанием напряжения или неудовольствия; она может развиваться в любой ситуации (реальной или воображаемой), когда угроза какой-то части тела или души слишком велика, чтобы ее игнорировать, чтобы с ней справиться, или ...