Приложение 2
Теория девиации
Подход в объяснении девиации |
Теория |
Автор |
Основная идея |
1 |
2 |
3 |
4 |
Биологический |
Физические черты связаны с преступными наклонностями |
Ломброзо |
Физические особенности тела человека являются при чиной девиации |
Определённое строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов |
Шелдон | ||
Психологический |
Психоаналитическая теория |
Фрейд |
Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию |
Социологический |
Аномия (рассогласование) |
Дюркгейм |
Девиация, в частности, самоубийства, происходят вследствии нарушения или отсутствия ясных социальных норм |
Социальная дезорганизация |
Шоу и Маккей |
Девиация многих видов возникает в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают и становятся противоречивыми | |
Аномия |
Мертон |
Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между обостряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения | |
Культорологические теории |
Селлин, Миллер, Сутерленд, Клауорди, Оулин |
Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой | |
Теория стигматизации (клеймения) |
Беккер |
Девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп | |
Радикальная криминология |
Турк, Квинни, Тэйлор, Уолтон и Янг |
Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества |
Приложение 3
Частота сочетания форм девиантного поведения и типов особенностей характера у подростков
Формы девиантного поведения |
Типы особенностей характера | ||||
Сочетаются очень часто (свыше 50% случаев) |
Сочетаются часто (до 50%) |
Сочетаются редко (до 20%) |
Практически не сочетаются | ||
Пьянство |
Эксплозивный, неустойчивый |
Эпилептоидный, истероидный, гипертимный |
Психастенический, эмоционально-лабильный |
Шизоидный, сенситивный, астенический | |
Правонарушения |
Эпилептоидный, эксплозивный, неустойчивый |
Гипертим-ный, истероидный |
Шизоидный, эмоционально-лабильный |
психастенический, сенситивный, астенический | |
Бродяжничество |
Эпилептоидный, гипертимный |
Эксплозивный, шизоидный, истероидный |
Неустойчивый |
Психастенический, сенситивный, астенический, эмоционально-лабильный | |
Сексуальные девиации |
Эпилептоидный |
Шизоидный, эксплозивный, истероидный, неустойчивый, гипертимный |
Эмоционально-лабильный |
Психастенический, сенситивный, астенический | |
Суицидальные намерения |
Истероидный |
Эксплозивный, неустойчивый, эмоцианально-лабильный |
Эпилептоидный, астенический, сенситивный |
Шизоидный, психостенический, гипертимный | |
Суицидальные демонстрации |
Истероидный, эксплозивный |
Астенический, эмоционально-лабильный |
Неустойчивый |
Шизоидный, эпилептоидный,психастенический, сенситивный, гипертимный | |
Покушения на самоубийство и убийство |
Шизоидный, сенситивный |
Эпилептоидный, психастенический |
Эксплозивный, эмоционально-лабильный |
Астенический,гипертимный, неустойчивый, иистероидный | |
Философско-психологическое изучение особенностей
оценки лживых поступков. Социальные
факторы формирования лживости у подростка
Проблемы лжи и обмана, честности и доверчивости чрезвычайно актуальны как для многих профессиональных сфер, так и для межличностных взаимоотношений в целом, однако они еще недостаточно изучены в психологической науке. Перед психологией стоит задача разработки методов диагностики такой способности и изучения ее взаимосвязи с другими свой ...
Подкрепляющая функция эмоций
Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса зависит от реакции субъекта на условный сигнал.
Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных (приятных, эмоционально положительных) или устранение нежелательных (неприятных) стимулов. ...
Становление произвольной памяти у старших дошкольников
А.Н. Леонтьев произвольное запоминание рассматривает как целенаправленный опосредованный процесс, включающий определённые приёмы и способы запоминания. Результат его исследований показал, что в условиях эксперимента с запоминанием слов (с опорой на картинки) некоторые старшие дошкольники уже способны пользоваться этим приёмом запоминани ...
Разделы