Материалы » Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь » Подростковый возраст и его особенности. Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Подростковый возраст и его особенности. Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам [6]. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно, как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное [7, 61]. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так, среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся в 1990 году (возраст 14-17 лет, половина - девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % - токсические вещества. [9, 90 – 94] . Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко - или токсикоманом.

В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок социальных отношений в обществе.

Нами было проведено исследование целью выявления причин девиантного поведения в молодёжной среде. В анкетировании приняло 30 респондентов в возрасте от 15 до 20 лет , 11юношей и 19 девушек. (Таблица. Приложение 2. 3).

В ходе анализа анкеты были получены следующие данные.

Под девиантным поведением понимают – агрессивное поведение, вредные привычки, употребление наркотических веществ. Способствует формированию девиантного поведения: конфликтность в общении с родителями, отрицательный пример взрослых, отсутствие интересов, плохие взаимоотношения с учителями. Типичными чертами характера являются: грубость, жестокость и агрессивность. Больше внимание уделяют мать и отец. В семье преобладает дружелюбие, сотрудничество и взаимоподдержка. В семье имеет место постоянные ссоры, скандалы, оскорбительные и бранные слова в адрес респондентов. Девушкам и юношам нравится учиться, несмотря на то, что испытывают трудности при изучении отдельных предметов. Респонденты иногда вступали в конфликт с учителями. Чаще всего причиной этих конфликтов является несправедливое отношение со стороны учителя. Своё свободное время проводят с компанией друзей. Своё свободное время респонденты проводят, посещая увеселительные заведения. Спиртные напитки употребляют из-за праздности обстановки, за компанию. Также огромное значение имеет компания друзей. С компанией связывают общие взгляды на жизнь. Имеет место в компании употребление спиртных напитков. Избавиться от вредных привычек и изменить взаимоотношения с родителями решило большинство респондентов. Девушки и юноши пропускали учебные занятия и сквернословили. В школе должны проводиться работы по профилактике девиантного поведения, так ответило большинство респондентов. Данная профилактическая работа должна проводиться следующих формах: лекции, беседы, индивидуальные консультации.


Молодёжная субкультура как система ценностей
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих боль ...

Исследование последствий воздействия массовой коммуникации
Вероятно, наиболее распространенным подходом к исследованию СМИ является изучение последствий воздействия массовой коммуникации. Беспокойство широкой общественности в отношении СМИ связано в основном именно с этими последствиями, характер которых может принимать различные формы. Наиболее упрощенной формой модели влияния является теория ...

Лонгитюд как основной метод возрастной психодиагностики
Экспертная система "Лонгитюд". Назначение. Экспертная система "Лонгитюд" дает возможность: ¾заметить проблемы в развитии ребенка задолго ДО ТОГО, как они станут явными, ¾ребенку пройти полноценное психологическое обследование в естественных условиях, ¾а его родителям - узнать, чем СЕЙЧАС нужн ...