Материалы » Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь » Социальная сущность девиантного поведения. Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины

Социальная сущность девиантного поведения. Характеристика понятия «девиантное» поведение, основные его причины
Страница 3

В рамках социологического подхода выделяют:

1) интеракционистское направление (Г. Беккер, Э. Лемерт), согласно которому девиантность не свойство, внутренне присущее какому-либо явлению, а следствие социальной оценки (стигмации, "клеймения") определенного поведения. Девиация обуславливается способностью влиятельных групп навязывать другим слоям определенные стандарты поведения;

2) структурный анализ, в рамках которого сложились следующие подходы к объяснению причин девиантного поведения: а) культурологическое, т.е. причина девиации конфликт между нормами субкультуры и господствующей культуры, так как индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные политические группы с несовпадающими ценностями; б) теория «социальной аномии» Р.Мертона. Девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и институциолизированными средствами их достижения. (Так, не все могут в силу определенных социально-экономических причин получить высшее образование, престижную работу и т.д.).

В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведения объясняются в основном двумя причинами: несовпадением требований нормы с требованиями жизни с одной стороны; несоответствием требований жизни интересам данной личности- с другой стороны.

Психологические и психиатрические концепции (З. Фрейд, А. Адлер и др.) Согласно им девиация обуславливается личностными факторами: в частности, возможностями, овладеть наиболее значимыми для человека ролями и возможностями их выполнять; отношением самой личности к совершаемым ее нарушениям (зачастую это способ самозащиты); уровнем самосознания личности и ее нравственной воспитанностью; социальным статусом личности; чувствами и эмоциями негативного характера.

Помимо названных объективных причин появление девиаций можно выделить и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций, которые и могут приводить к дефектам в поведении [1,137 – 141].

В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями - они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

Уильям Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками. Хотя подобные биологические теории были популярны в начале XX в., другие концепции их постепенно вытеснили. Сторонники психологической трактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов. Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предложил теорию аномии, которая раскрыла значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально - «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия, - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т.д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций. По теории Дюркгейма, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало.

Страницы: 1 2 3 4 5


Виды лжи
Вагин[6] и Экман[7] в своих книгах выделяют два основных вида лжи: 1. Умолчание (сокрытие правды); 2. Искажение (сообщение ложной информации). Так же выделяют разновидности лжи, такие как: сообщение правды в виде обмана и особая ложь. Рассмотрим эти формы лжи: Умолчание или сокрытие реальной информации. По мнению И. Вагина, «большин ...

Выводы и рекомендации по результатам исследования
Выводы. Обобщая проведенную интерпретацию результатов, можем сделать окончательные выводы: 1. В результате обследования было установлено, что у студентов-психологов заниженный уровень эмпатии (15-21 баллов из 36) и выявлено преобладание практической направленности личности (27,8%). Для сравнения: практическая направленность – 27,8%; э ...

Развитие мышления
Простые аналогии. Из 32 заданий без помощи исследователя было выполнено 30. Два задания были решены самостоятельно, но вызвали затруднения (№ 22, 25). По просьбе экспериментатора испытуемая объяснила характер затруднения: оказалось, что данные понятия редко встречались в её опыте. Два задания были выполнены неправильно (№ 23,26). Экспе ...