На речь моего испытуемого я обратила внимание еще при первом знакомстве. Он говорил свободно, четко и внятно (этим производил яркое впечатление уверенного в себе человека), кроме того, речь его отличалась наличием "непростых" слов, т.е. он заменял простые слова на более сложные, но с аналогичным или подобным значением. На первый взгляд это "умение оперировать терминами" производило впечатление высокой образованности и не более. Однако со временем я заметила, что некоторые слова из разряда терминов употребляются не по назначению, т.е. Л не всегда правильно использует их в своей речи. Кроме того, он не смущается этого, если ему на это указать. Такой факт натолкнул меня на мысль, что Л специально вставляет эти слова в беседу, чтобы произвести впечатление на собеседника, показать, что он на ступень его выше. Мне кажется, этот факт сочетается с выявленным в ходе исследования демонстративным типом поведения и стремлением к доминированию, которое, скрывая, он проявляет таким (и другими) способом. www.bankforward.ru
Но все же, что касается его речи, она на самом деле хорошо развита для человека его возраста. Он свободно оперирует многими понятиями, имея большой словарный запас. Ввиду этого, в его речи почти не встречается слов-паразитов (типа "ну как бы вот", "короче", "ну этот", "как там его" и т.п.) Его рассказы логично построены, продуманы.
В ходе исследования, я изучала как устную, так и письменную речь. Что касается последней, ее развитие также находится на должном уровне. В сочинениях, написанных Л нет грамматических, пунктуационных и синтаксических ошибок. При построении текста редко употребляются простые предложения, в основном используются сложные. Их построение правильное. Текст наполнен смыслом, который легко уловить, поскольку все мысли следуют одна за одной, логически вытекая друг из друга.
Поскольку речь тесно связана с мышлением, мне бы хотелось провести сравнительную параллель между речью и стилем мышления моего испытуемого.
Л с одинаковой степенью предпочтения использует в своей деятельности аналитический и реалистический стили мышления. Аналитики склонны к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере мышления. На основе разнообразной информации и объективных фактов они разрабатывают подробные планы, формулы, методы или системы для решения различных задач. Реалисты ориентированы на реальность, которую можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.
Анализируя письменные работы Л, я пришла к выводу, что аналитический стиль характерен самому процессу мышления. Тщательная и детальная обработка информации, логика, выстраивание систем, характеризуют структуру его мышления, принцип, по которому выстраиваются мысли. Так построены тексты его сочинений. Однако выбор объекта мышления, того, о чем человек мыслит, Л осуществляет с помощью реалистического стиля. Его мысль обслуживает реальные, жизненные, не отвлеченные вещи. Он все равно мыслит конкретно, даже если задается абстрактная тема.
Примененные методики:
1. Сочинения на заданную тему
2. Беседы на свободные темы
3. Тест "Индивидуальные стили мышления", авторы А. Алексеев и Л. Громова
Характеристика коллектива
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.
Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Оказывается, их источники можно найти, есл ...
Профессиограмма
клинического психолога
1.Что делают клинические психологи.
В чем состоит продукт (изделие, произведение; вклад, «лепта» — какая и во что).
Задача клинического психолога – не только забота о здоровье человека, но и создание оптимальных условий его жизнедеятельности. Объект клинического психолога является человек с трудностями адаптации и саморазвития, связан ...
Основные положения психологии
труда.
Прежде чем начинать анализ профессии клинического психолога, я сочла необходимым обратиться к базовым положениям подобного структурного анализа. Изучая любую профессию невозможно обойти вниманием те принципы, на которых строятся профессии в целом, а также и трудовая деятельность в самом широком смысле. ...
Разделы