Смыслом не может быть наслаждение, т.к. оно лишь внутреннее состояние человека, по той же логике личность не может стремиться к счастью, она может лишь искать причины для счастья. «Под экзистенциально-аналитическим углом зрения, – в отличие от психоаналитического – она стремится не к наслаждению, а к ценностям» [2]. Франкл вводит представления о ценностях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуациях, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни ( в смысле нашей творческой работы), во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира ( в смысле переживания ценностей), в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделются три группы ценностей: 1) ценности творчества, 2) ценности переживания, 3) ценности отношения.
1)Основным путем реализации творчества является труд. Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. 2) Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает огромным ценностным потенциалом. Любовь-это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубиной сущности. Однако и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом [1, стр.253]. 3)К ценностям отношения человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл.
УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. В своих работах Франкл подчеркивает, что важен не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смыслы, мы можем выбрать лишь призвание, в котором мы обретем смысл. Однако найти смысл-это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осущест-вление уникального смысла своей жизни.
Итак, основной тезис учения Франкла: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.
Основной тезис третьего учения Франкла - УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ - гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметна ограничена объективными обстоятельствами. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и обстоятельствам внешней среды.
Свобода по отношению к влечениям проявляется к возможности сказать «нет», принять или отвергнуть их. Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой-это свобода взять ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе.
Каждый человек имеет свое основное внутреннее направление или желание.
Основное внутреннее направление возникает на основе опыта и эмоций предков, порождено генетическими, подсознательными и сознательными факторами, функционирует как сознательно, так и неосознанно, влияет на межличностное общение и другие виды жизненного опыта. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. Последнее побуждает чел ...
Свойства личности
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.
Личность есть относитель ...
Основные положения теории Э. Берна
В основе ТА лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель", "Взрослый" и "Дитя" (последняя инстанция в некоторых переводах фигурирует как "Ребенок&qu ...
Разделы