Введение
Страница 2

Смыслом не может быть наслаждение, т.к. оно лишь внутреннее состояние человека, по той же логике личность не может стремиться к счастью, она может лишь искать причины для счастья. «Под экзистенциально-аналитическим углом зрения, – в отличие от психоаналитического – она стремится не к наслаждению, а к ценностям» [2]. Франкл вводит представления о ценностях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуациях, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни ( в смысле нашей творческой работы), во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира ( в смысле переживания ценностей), в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделются три группы ценностей: 1) ценности творчества, 2) ценности переживания, 3) ценности отношения.

1)Основным путем реализации творчества является труд. Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. 2) Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает огромным ценностным потенциалом. Любовь-это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубиной сущности. Однако и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом [1, стр.253]. 3)К ценностям отношения человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл.

УЧЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. В своих работах Франкл подчеркивает, что важен не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смыслы, мы можем выбрать лишь призвание, в котором мы обретем смысл. Однако найти смысл-это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осущест-вление уникального смысла своей жизни.

Итак, основной тезис учения Франкла: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

Основной тезис третьего учения Франкла - УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ - гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметна ограничена объективными обстоятельствами. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и обстоятельствам внешней среды.

Свобода по отношению к влечениям проявляется к возможности сказать «нет», принять или отвергнуть их. Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой-это свобода взять ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе.

Страницы: 1 2 


Каждый человек имеет свое основное внутреннее направление или желание.
Основное внутреннее направление возникает на основе опыта и эмоций предков, порождено генетическими, подсознательными и сознательными факторами, функционирует как сознательно, так и неосознанно, влияет на межличностное общение и другие виды жизненного опыта. Оно может быть как положительным, так и от­рицательным. Последнее побуждает чел ...

Свойства личности
Понятие лич­но­сти, так же как и по­ня­тие ин­ди­ви­да, вы­ра­жа­ет це­ло­ст­ность субъ­ек­та жиз­ни. Но лич­ность пред­став­ля­ет со­бой це­ло­ст­ное об­ра­зо­ва­ние осо­бо­го ро­да. Лич­ность не есть це­ло­ст­ность, обу­слов­лен­ная ге­но­ти­пи­че­ски: лич­но­стью не ро­дят­ся, лич­но­стью ста­но­вят­ся. Лич­ность есть от­но­си­тель­ ...

Основные положения теории Э. Берна
В основе ТА лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия "Родитель", "Взрослый" и "Дитя" (последняя инстанция в некоторых переводах фигурирует как "Ребенок&qu ...