Нельзя представлять себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью - возникает межличностный конфликт.
Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, которые лежат в основе межличностных отношений. Конфликтными становятся иногда взаимоотношения двух старшеклассниц, оказавшихся соперницами, равно претендующими на внимание юноши. Характер конфликта приобретает столкновение двух товарищей, один из которых совершил бесчестный поступок. Очевидно, что общественная оценка причин и характера этих конфликтов будет существенно различаться.
В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия “конфликт”. Но это явление достаточно широко распространено и известно каждому сотруднику ОВД, впрочем, как и любому человеку.
Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) понимается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, установок, мнений, взглядов и способов действий и (или) представлений о них по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Исходным положением для анализа конфликтов в деятельности сотрудников ОВД является такое понимание конфликтов, при котором конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий и ограничений, способ взаимодействия сложных систем, а вследствие этого явление неизбежное и нормальное.
Однако наличие только противоречий для развития конфликта недостаточно. Во-первых, эти противоречия должны быть достаточно значимыми, во-вторых, для возникновения конфликта кто-то должен сделать первый шаг, проявить инициативу, которая проявляется, прежде всего, в действиях, направленных на овладение каким-либо объектом и ущемляющих действия другой стороны и если эта другая отвечает тем же, то только тогда конфликт развивается. Эти действия называются инцидентом. Конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент.
Конфликтная ситуация может существовать задолго до инцидента, может быть заложена в структуре организации или ситуации. Следует оговориться применительно к деятельности сотрудников ОВД, что понятие столкновение применительно к конфликту не буквально, а метафорично. Здесь точнее следует говорить о таком взаимодействии сотрудника ОВД с иными лицами, в котором их действия приобретают характер противодействия.
При анализе конфликтов выделяют 4 основных категориальных группы:
- структура конфликта;
- его функции;
- динамика;
- типология конфликтов.
Рассмотрим кратко каждую из них.
Структура конфликта. Существуют различные понимания структуры конфликта. Л.А.Петровская в структуре конфликта выделяет следующие понятия:
- стороны (участники) конфликта;
- условия протекания конфликта;
- образы конфликтной ситуации;
- возможные действия участников конфликта;
- исходы конфликтных действий.
В психологической структуре конфликтов И.Б. Пономарев выделяет следующие компоненты:
1. Познавательные компоненты: взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способы переработки информации и принятия решений; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность, самопознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.
2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний участников.
3. Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.
4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадений позиций участников противоборства.
Кроме того, в структуру конфликта обязательно включается и предмет конфликта - то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта - всегда внутренняя психологическая причина его. Он может быть как материальным, так и идеальным, а также должен быть достаточно значимым для участников конфликта, хотя эта значимость может быть и ситуативной.
Пример вопросника.
1. Сколько Вам лет?
2. Ваш пол?
3. Обращались ли Вы в прошлом к психологу или психотерапевту?
4. Вы пользуетесь Интернетом дома или на работе?
5. Можно ли сказать, что на момент обращения к нам, Вам было действительно плохо?
6. Что Вы ожидали обращаясь за помощью?
7. Были ли Вы разочарованы нашим ответом?
8. На сколько процентов ...
Проективные методики в контексте личного смысла (отечественная психология)
Вопрос о применении проективных методик в отечественной психологии остается остро дискуссионным. Между тем, представляются неверными любые крайности при решении этого чрезвычайно важного вопроса. Сейчас, когда психологи нуждаются в экспериментальных приемах исследования личности, тем более важно сделать объектом специального исследовани ...
Эмоции и познавательные процессы
Эмоции влияют как на соматические процессы и на сферу восприятия, так и на память, мышление и воображение человека. Эффект “суженого зрения” в восприятии имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганный человек с трудом способен проверить различные альтернативы. У разгневанного человека появляются лишь “сердитые мысли”. В состоянии ...
Разделы