Заключение

В заключении работы особо отметим, что нами были обозначены различные подходы к пониманию феноменологии и выделению факторов детерминации лжи, выявлены различные взгляды на классификацию видов лжи и предложена авторская типология.

Одной из основных причин лжи подростки считают самозащиту получение какой-либо выгоды, желание сделать лучше, завоевать авторитет, при этом девочки проявляют более эмоциональное и личностное отношение ко лжи.

Понимание различий категорий «неправды», «обмана» и «лжи» доступно уже подросткам возраста 14-16 лет, при этом девочки всех возрастов более сенситивны к восприятию этих различий.

Подтверждена гипотеза о влиянии возрастных особенностей на отношение подростков ко лжи, при этом выявлено более негативное в целом отношение более младших категорий, особенно ко лжи в целях самозащиты от вмешательства взрослых в личную жизнь и ко лжи бессознательной.

Показано, что половая принадлежность влияет на отношение ко лжи (в выборе меры наказания) в рассказах, связанных с ложью в защиту себя от наказания и вмешательства в личную жизнь Мальчики склонны к более суровым мерам наказания, чем девочки Способ словесного воздействия на лгунов предпочитают девочки независимо от их возраста и вида лжи.

В работе подробно описано, что чем выше показатели тревожности, тем чаще подросток считает возможным для себя использование лжи. На отношение ко лжи влияют такие стили семейного воспитания как гиперпротекция, игнорирование потребностей подростка, недостаточность санкций и требований-запретов. Подростки из неполных семей в большей мере стремятся оправдать ложь в защиту себя от наказания и эгоистическую ложь.

Таким образом, остается только добавить, что нашу ложь, выдает наше же тело, оно показывает, что мы говорим неправду. Запреты в раннем детском возрасте учат не порядку и аккуратности, совсем другому – боязни наказания. А от страха до обмана рукой подать. Прислушайтесь, о чем говорит ребенок. Не атакуйте в ярости лгунишку. И прежде чем его разоблачить, задумайтесь, как это лучше сделать, доброжелательнее и тактичнее, и возможно тогда, из этого малыша, вырастет достойный человек, не умеющий, не желающий через ложь – жить.

[1] Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. С.15–52

[2] Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1983 - С.175.

[3] Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Academia, 1996 - С.215.

[4] Дюпра Ж. Ложь. /Пер. с франц., Саратов 1905 г.

[5] Шопенгаур А. Полн. собр. соч. Изд. Д.П.Ефимова, - М.: Типография Вильде, 1910. - Т.4., С.46.

[6] Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия.

[7] Знаков В.В. Психология понимания правды. - СПб., 1999 - С.249

[8] «Психология выживания в современной России», И. Вагин, Москва, 2004г.

[9] Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. С.15–52


Описание развивающей программы
Целью коррекционно-развивающей программы: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью игр. Программа проводилась в течении 2 месяцев с группой из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек 8-9 лет). Занятия проводились 1 раз в неделю по 30-35 минут. Занятие №1 Приветствие. Упр.1. Лабиринты Цель: задания на ...

Гендерные роли в семье и поло-ролевые ожидания от брачной жизни
Моногамная семья существует более трех тысячелетий, прежде всего потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают личным потребностям большинства людей, позволяют реализовать потребность в продолжении рода, в родительстве, в любви и пр. Благополучная семейная жизнь обеспечивает человеку психолого-физиологи ...

Экспериментальная часть
Диагностические исследования причин супружеских конфликтов. Выявление причин, провоцирующих возникновение и развитие супружеских конфликтов, позволяет психологу наиболее эффективно построить свою дальнейшую работу с семьей. Однако, подбор психологических методик, необходимых для проведения диагностики, является процессом сложным и отве ...