Литература по изучению свойств личности, необходимых при общении обширна. В последние годы эта тема стала предметом комплексного исследования философов, социологов, этиков, психологов, педагогов, представителей других научных дисциплин.
Теоретические вопросы общефилософской теории общения подняты в работах С.С. Батенина, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, В.М. Соковнина. Важность категории общения и всех качеств личности, необходимых для его успешности, по данным А.А. Брудного, было отмечено еще в глубокой древности. Так, в античную эпоху, V в. до н.э. софисты поставили в центр внимания коммуникативную проблематику и выделили три важных ее аспекта:
1) рассмотрение связи с другими людьми как воздействие на этих людей;
2) коммуникативный контакт индивида с другими индивидами не является случайным;
3) коммуникативный контакт индивида может быть и опасным явлением.
Сократ увидел в коммуникации могущественное средство самопознания индивида, а Платон выдвинул идею об интеркоммуникации. Много позже именно эту идею развил Кант, полагая, что мыслить - значит говорить с самим собой. Экзистенциалисты же рассматривали уже взаимопонимание как сущность коммуникации. Представители этой концепции ставили на первое место то, что необходимо учитывать взаимное самовыражение участников коммуникативного акта.
Позже, Альберто Моравиа в своей новелле "Коммуникабельность" сказал: "Быть коммуникабельным, это значит обладать свойством коммуникабельности".
В настоящее время в философии анализируется роль общения как способа реализации общественных отношений. Общение исследуется как специфический вид человеческой деятельности, раскрываются закономерности процесса присвоения своей социальной сущности в соответствии с действием закона единства общения и обособления.
В общесоциологическом направлении процесса общения изучается социальная наполненность содержания общения в условиях общественно-экономических формаций. В этих работах анализируется формирование социально-типичных качеств личности в процессе общения. Социологический подход к исследованию общения реализуется в работах Л.М. Архангельского, Л.А. Гордона, И.С. Кона.
В общей психологии изучаются психологические функции общения, взаимоотношения общения с другими аспектами психической жизни человека и особенностями личности.
Исходной же базой для изучения коммуникативных свойств личности в психологии послужили именно исследования проблем общения и личности.
Известно, что в разработку проблем личности огромный вклад внесли как отечественные, так и зарубежные ученые: А.Ф.Лазурский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и др.
Концептуальные же разработки проблемы общения прежде всего связаны с именами Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.М.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Исследованием генезиса общения за рубежом занимались Дж.Боулби , Р.Спитц , А.Фрейд и мн.др. В начале 60-х годов широкое исследование генезиса общения развернулось и в отечественной психологии. Так, например, проблемы взаимодействия взрослого и ребенка отражены в трудах Н.М.Щелованова, Н.А.Аскарина, Р.В.Тонковой-Ямпольской. Благодаря этим ученым была создана научная школа по нормальной физиологии детства. М.И.Лисина и А.В.Запорожец подвергли систематическому и углубленному изучению генезис общения у детей первых лет жизни.
В последнее время вширь и вглубь получает развитие еще одно направление в исследовании психологии личности - проблема личности и общения в их взаимосвязи друг с другом. Так, в институте психологии АН СССР делался упор на прослеживание зависимостей содержательных отношений, в которые эта личность включена. В институте общей и педагогической психологии АПН СССР и на факультете психологии МГУ изучались закономерности и механизмы формирования личности под влиянием различных видов деятельности. Психологи Ленинградского университета акцентировали свои усилия на раскрытии психологических механизмов воздействия личности на личность.
Само направление получило развитие благодаря влиянию идей Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева.
Особенно оригинальный вклад в разработку большого комплекса вопросов, относящихся к этой тематике, внес В.Н.Мясищев. Он стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. Ему принадлежит разработка программы дальнейших психологических исследований в общей психологии по проблеме общения и личности, в которой он поставил следующий ряд задач:
1) выяснение с общепсихологических позиций содержания, структуры, форм проявления у личности при ее реальном взаимодействии с людьми блока качеств, от которых зависит успешность общения;
2) роль других блоков свойств, в структуре личности, которые, сочетаясь с блоком коммуникативных черт личности, меняют ее характеристики и более или менее сильно сказываются на протекании процессов познания ею других людей, на особенностях эмоционального отклика.
Б.Г.Ананьев также показал важность учета общения среди других детерминант. "Общественные отношения...создают тип личностных отношений общения . На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются так называемые коммуникативные черты характера". При анализе общения и личности он указал на необходимость развертывания исследований характера сопряжения деятельности общения с другими основными видами деятельности человека, чтобы формирование его личности шло с максимальным приближением к общественному идеалу.
В 1963 г. по инициативе Б.Г.Ананьева в Ленинградском университете была создана первая в стране научная группа, перед которой была поставлена задача целенаправленного исследования всех сторон процесса межличностного познания.
В 1975 г. в Краснодаре прошла I Всесоюзная конференция по проблемам психологии познания. Сразу же после ее завершения были начаты весьма перспективные исследования, в которых прослеживалась обусловленность различных характеристик познания человеком других людей как более простыми, так и более сложными образованиями в его личностном складе, среди которых выделили общие и специальные способности и черты характера .
С 1979 г. исследования были нацелены на выявление значения различных характеристик общности , членом которой является человек, для формирования у него мнения о людях, отношения к ним .
В основном при исследовании особенностей личности при общении как отечественные, так и зарубежные психологи останавливались главным образом на изучении отдельных коммуникативных характеристик, что требовало четкого понимания природы и сущности общения в целом.
Несмотря на широкое исследование проблемы общения в этой области до сих пор остается еще много дискуссионных вопросов. Ф. Дане насчитал около сотни его дифиниций и считал определение общения самостоятельной научной проблемой.
На наш взгляд, многообещающим направлением является стремление рассмотреть общение на основе теоретической модели общения, базирующейся на принципе деятельности.
Подход к общению как взаимоотношению индивидуальных деятельностей наиболее ярко отражен в работах А.У. Хараша . Автор решительно возражает против понимания общения как взаимодействия или передачи по схеме "субъект-субъект" и отмечает, что общение " не может быть ничем иным, кроме как совмещением и взаимным проникновением сфер жизнедеятельности людей".
Общение как производимое проникновение индивидов в форме особой деятельности определяет Г. Гибш и М. Форверг . А.А. Леонтьев также рассматривал общение как особую деятельность и дал наиболее полный анализ общения в связи с деятельностью. "Содержанием общения является не передача информации, а взаимодействие с другими людьми..." - отмечал он. С точки зрения различных подходов полный анализ общения осуществлен в работах В.В. Рыжова . Он отметил появление в психологии нового принципа исследования общения, деятельности, вообще психических явлений - принципа единства общения и деятельности. Или по крайней мере их глубокой взаимосвязи. Само общение, по его мнению является при этом особой деятельностью сотрудничающих людей, направленное на создание целостной системы их совместной деятельности, их сотрудничества. Именно на базе этого определения общения мы и рассматривали особенности личности, проявляемые в общении.
В целом можно выделить три подхода в исследовании коммуникативных свойств личности: аналитический, поликомпонентный и системный.
В рамках аналитического подхода исследовались отдельные коммуникативные свойства.
При изучении отдельных коммуникативных характеристик исследователи главным образом останавливались на общительности, эмпатии, уверенности в себе. Кратко рассмотрим результаты этих исследований.
Общительность в самом широком смысле - это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности.
На наш взгляд, теоретической основой изучения общительности явилось положение отечественной психологии о системном характере свойств личности , а также о многомерно-функциональной организации черт личности .
Причем исследование общительности в основном осуществлялось при изучении проблем общения и межличностного взаимодействия.
Анализ отечественной литературы по общительности показал, что существует множество определений этого понятия. Сравнение литературных данных позволяет охарактеризовать общительность как относительно устойчивое индивидуальное свойство личности, которое развивается в ходе коммуникативной деятельности и проявляется в ней . Общительность как свойство личности включает в себя следующие признаки: стремление к общению, инициативность общения, легкость вступления в контакт, широту круга общения, устойчивость, выразительность общения и признаки экстравертированной направленности .
А.И. Крупнов, М.И. Лисина и мн.др. при исследовании общения выделили три подхода: аналитический, поликомпонентный и системный.
В рамках аналитического подхода исследуются в основном отдельные стороны или грани общительности. На наш взгляд можно выделить три направления в рамках этого подхода.
1.Исследование мотивационных характеристик общительности, т.е. стремления и внутренние побуждения .
Так М. Аргайл выделил основные мотивы, определяющие направленность личности в общении:
A. Несоциальные потребности, опосредованные социальным поведе- нием.
Б. Потребность в зависимости. В основном эта потребность проявляется в детстве.
B. Потребность в аффилиации, в духовном или чувственном контакте с другими людьми.
Г. Потребность в доминировании, включающая в себя потребность во власти и определенном уровне признания.
Д. Сексуальная потребность, как выражение потребности в аффилиации и направленная на лицо противоположного пола.
Е. Потребность в агрессии, определяемая аффективными, эмоциональными факторами.
Ж. Потребность в самопознании и самоутверждении.
Отечественные исследователи добавляют к вышеперечисленным потребностям, потребность в достижении результата и "альтруистические" социальные мотивы, а также познавательные потребности. При таком перечне мы получаем более полную картину связи общительности и мотивационной стороны личности.
2. Исследование взаимосвязи общительности и темперамента. При взаимосвязи с темпераментом в содержание общительности включались в основном психодинамические характеристики общительности .
Так И.П. Павлов показал, что в стиле поведения, в стиле общительности могут проявляться черты, связанные с типом высшей нервной деятельности и темпераментом.
Данные А.И. Ильиной позволили разграничить понятие "общение" и "общительность". Существенной характеристикой общительности, как устойчивой черты индивида, является тесная связь ее со свойствами нервной системы и темпераментом. В своих исследованиях она показала, что связь динамических качеств общительности со скоростными проявлениями темперамента чаще наблюдалось в разнообразных, изменяющихся условиях.
Т.Г. Якушева, И.В. Страхов и Г. Айзенк также сопоставляют общительность с темпераментом и типом ВНД.
Некоторые характеристики общительности изучались в рамках параметра экстраверсии-интроверсии -
Г. Айзенк утверждал, что в основе наблюдаемых схем экстравертно-интровертного поведения лежат особенности центральной нервной деятельности .
3. Изучение результативной стороны общительности как свойства личности. Ими рассматривается роль общительности в обеспечении успешности различных видов деятельности.
За рубежом в рамках этого подхода изучали намерения и влечения, которые побуждают к общительности , внешние формы общительности , роль общительности в обеспечении успешности деятельности .
В рамках поликомпонентного подхода изучается сразу несколько граней общительности.
Так, А.И. Крупнов и А.Е. Олынанникова сопоставляют динамические и эмоциональные признаки общительности. Согласно их представлениям в структуре темперамента выделяются два основных компонента: общая психическая активность и эмоциональность. Одним из видов психической активности в социальном плане является общение.
Л.В. Жемчугова нашла соотношение между динамическими, эмоциональными и мотивационными признаками. По ее представлениям, динамические характеристики общительности в раннем и позднем юношеском возрасте является важной предпосылкой, обеспечивающей уровень общественной активности учащихся. В своем исследовании она доказала, что большее влияние на уровень общественной активности оказывают признаки экстраверсии-интроверсии.
О.П. Санникова и И.М. Юсупов также проследили связь общительности и эмоциональности. Общительность как социально-психологическое качество имеет свою эмоциональную сторону. Так, И.М. Юсупов отмечал, что партнеры по общению практически "говорят" друг другу о своем эмоциональном состоянии, сами часто этого не сознавая. Эмоциональный обмен информацией возникает как результат потребности в выражении чувств, а также как проявление ожиданий почувствовать эмоциональное состояние партнера по общению.
Системный подход предусматривал единство различных сторон общительности.
Еще Б.Г. Ананьев отмечал, что общительность включает в себя отношения человека к другим людям, мотивы, способности и результат общения. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как считают В.А. Кан-Калик и Л. Ханин в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке и стабильных коммуникативных навыков и умений.
Итак, как мы проследили, все выше перечисленные исследователи отмечали, что общительность является необходимым свойством личности, гарантирующим успешность общения.
Наряду с общительностью широко исследовалась и эмпатия. Понятие эмпатии впервые появляется в начале двадцатого века. Образовалось это слово от немецкого Einfuhlung . Впервые это понятие, по данным В.Г. Ромека , употребляется в трудах Т. Lipps при изучении проблемы познания человека человеком. В его понимании, эмпатия - это произвольный процесс идентификации с объектом с последующим репродуцированием эмоций в себе. Позже американские ученые стали трактовать эмпатию как способность к рефлексии .
До сих пор проблема эмпатии вызывает широкий интерес. Эмпатий-ные переживания изучаются в связи с проблемой общения, взаимодействия личностей. В наше время еще не существуют особого согласия по поводу четкого определения эмпатии.
Так, бихевиористское понимание феномена представлено двумя смежными направлениями. В. Skinner считал, что любое научение, в том числе и эмоциональное, происходит посредством подкрепления. В. Moor, В. Undewood, D. Rosenhan, связывают эмпатию с имитацией одобряемого поведения: научение чувством происходит через одобрение родителями поведения ребенка. М. Hoffman рассматривала эмпатию как возбуждение аффекта у индивида при наблюдении за состоянием другого лица.
В психоаналитической теории эмпатия понимается как сонастроен-ность субъекта на другого человека. . Причем ее разделяют на две составляющие: сопереживание, как эготизация чувств по поводу эмоций респондента и сочувствие, как альтруистическое переживание с ним .
В гуманистической психологии эмпатия трактуется как инструмент психотерапии и психотехники. С. Rogers , D. Eure акцентируют внимание на духовных ценностях человека и развитии нравственных перспектив личности.
Проанализировав отечественную литературу, можно выделить несколько позиций по изучению эмпатии:
- как важный фактор нравственного развития человека ;
как механизм процессуального поведения ;
как эффективное средство в усвоении внутреннего смысла нравственных отношений ;
Все перечисленные исследователи выделяли три компонента эмпатии: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Эмпатия в эмоциональном компоненте рассматривается как эмоциональный процесс, переживание аффективного состояния другого человека в ответ на его эмоциональное поведение . В семье с одним ребенком, по данным Т.П. Гавриловой, формирование у него способности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребенку отождествить, идентифицировать себя с другим человеком легче, когда этот другой - сверстник. За рубежом сторонники аффективных теорий в эмпатии признают эмоциональное начало . Причем, широта проявления этой способности в значительной мере связывается с тем, насколько велик тот круг людей, который включается человеком в категорию "мы", другими словами, насколько много в его окружении людей, которые субъективно значимы для него, по-настоящему ему дороги .
В когнитивный процесс эмпатии включается понимание, осмысление внутренней жизни другого человека, способность принять роль позицию другого человека . Так, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн считали, что способность к эмпатии строится вначале на подражании определенному взрослому, сопереживании ему, а затем ребенок может уже переносить свой опыт на других детей, т.е. учится сопереживать сверстнику. На познавательной функции этого явления настаивают А. Бодалев , R. Dumond , T.Sabrin .
Взаимосвязь эмпатии с поведением прослеживается в исследованиях Л.П. Выговской, . Сюда же можно причислить представителей бихевиорестического направления. Сопереживание в их понимании, личностное качество, проявляющееся в бескорыстном действии .
Кроме выделенных компонентов Л.П. Выговская добавляет еще две тенденции в трактовке эмпатии:
как сложный аффективно-когнитивньш процесс ;
как взаимодействие аффективных, когнитивных и действенных компонентов .
Итак, эмпатийное понимание — произвольный процесс эмоционально-когнитивной децентрации субъекта, сопровождающийся проникновением — вчувствованием в эмпатируемый объект. В результате резонансного воздействия создается субъективная уверенность в адекватном репродуцировании представлений о состоянии и мотивах поведения эмпатируемого объекта .
Как мы проследили и отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что эмпатия является необходимым свойством при взаимодействии личностей.
Следует отметить, что при изучении отдельных коммуникативных характеристик важное место занимало также исследование волевых свойств.
Воля, по определению В.И. Селиванова, есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Практика показывает, что неумение общаться, контролировать и сдерживать себя, в значительной мере связано с недостатками волевого поведения.
Много сделали для выявления механизма волевого поведения и изучения отдельных волевых качеств М.И. Дьяченко, К.Н. Корнилов, В.И. Селиванов, А.И. Щербаков и др. Они отмечали, что в психической структуре личности важное место занимают волевые качества, без которых невозможна успешная деятельность в повседневной жизни. Различные волевые качества представляют разные возможности для влияния на характер общения, что выражается в разной степени принятия друг друга и в уровне удовлетворенности общественной деятельностью.
А.Г. Ковалев к волевым свойствам личности относил такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание и мужество. Недостаточное развитие данных свойств является одним из главных факторов, обусловливающим трудности в процессе общения.
Вопросы формирования целеустремленности, инициативы, организованности, самообладания и др. также нашли отражение в экспериментальных исследованиях А.В. Полтева, М.С. Говорова, И.И. Купцова и др. психологов. Они отмечали, что огромное значение при общении индивидов, помимо перечисленных волевых свойств, играет волевая активность личности. Так, А.Г. Ковалев различал гетерономную и автономную волевую активность человека. Под автономной волевой активностью он понимал самостоятельную деятельность человека. "Люди, как свидетельствует опыт жизни, отличаются друг от друга по степени развития самостоятельности. Одни ждут указаний, что и как делать , другие проявляют почин, сами выдвигают задачи или предлагают более совершенные способы деятельности . Все это связано со многими свойствами личности" .
Ю.М. Орлов, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что формирование волевого поведения является важным условием расширения круга общения, становления дружеских взаимоотношений.
Т.В. Зарипова также считала, что при формировании волевого поведения особое место занимает общение, являясь важным условием расширения круга общения, становления дружеских взаимоотношений и развития новообразований личности.
Важное место среди коммуникативных свойств личности занимает и уверенность в себе. На сегодняшний день существует множество публикаций, в которых с совершенно разных позиций описывается и исследуется уверенность. Но до сих пор не существует единого понимания сути этого феномена.
Большое количество исследователей пытались обнаружить однозначные внешние признаки уверенности и провести четкую границу между уверенностью, неуверенностью и агрессивным поведением. Так, Lange & Jakubowski, фиксировали более или менее обозримое количество простых навыков уверенного поведения и описывали их характеристики. Эти характеристики, по их мнению, отличали навыки уверенности от агрессии и неуверенности. Они выдвинули шесть утверждений, выражающих уверенность в себе. Базовым утверждением является простое выражение чувств, мыслей, мнений и прав. Причем растущая уверенность в себе развивается постепенно - от минимально уверенных, относительно не требующих усилий высказываний до более категоричных утверждений, когда минимальный ответ неэффективен.
Кьелл Рудестам также описывал уверенных, агрессивных и неуверенных людей: "Уверенное поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью. Уверенность в себе ведет к росту самоуважения.
Неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования, унижения и оскорбления. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет чужого самоуважения".
С. Kelley составил перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:
право быть одному;
право быть независимым;
право на успех;
право быть выслушанным и принятым всерьез;
право получать то, за что платишь;
право иметь права;
право отвечать отказом на просьбу;
право просить то, чего хочешь;
право делать ошибки и быть ответственным за них;
право не быть напористым. В. Таннер и Ц. Олькерс соотносили уверенность в себе не с комплектацией некоторой суммы навыков, а с некоторыми вербальными и невербальными особенностями их выполнения.
В 1973 году А. Лазарус связал уверенность в себе и умение сказать "нет", отстаивание своих прав с навыками общения. М. Аргайл также включал в сферу анализа уверенности компоненты ситуаций общения. В центре внимания уже оказываются отношения, которые возникают между человеком, его запросами и социальной средой. Позже У. Петерманн , Р. Хинш и др. выделили специфические ситуации общения, вызывающие неуверенность. Оказалось, что неуверенность может вызвать абсолютно любая ситуация, требующая от индивида умений, которыми он, по его субъективной оценке, не располагает. Поэтому, важным компонентом уверенности, , выступает процесс самооценки эффективности собственных действий в ситуациях общения.
Анализ литературы позволяет нам сделать вывод, что уверенность в себе представляет собой сложное образование и включает в себя как поведенческие, так и когнитивно-эмоциональные компоненты. Это есть позитивное отношение индивида к своим навыкам, умениям, способностям, проявляющееся в ситуациях общения.
Наряду с общительностью, эмпатией, уверенностью и волевыми свойствами личности широко изучались и коммуникативные способности личности. Изучение коммуникативных способностей стало важным шагом поликомпонентного подхода в исследовании коммуникативных характеристик.
Благодаря трудам Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, СЛ. Рубинштейна был определен контекст научного подхода к проблеме способностей: обязательное рассмотрение ее в связи с деятельностью.
Анализ литературных данных в отечественной и зарубежной психологии показал, что понятие "коммуникативные способности" не является общепринятым. Как отечественные, так и зарубежные психологи чаще используют термин "коммуникативная компетентность". Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий . Причем, под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность рассматривается авторами как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Понятие "коммуникативных способностей" определяли несколько иначе. По мнению Г.С Васильева , коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В связи с этим Н.В. Кузьмин и К.К. Платонов считали, что структура коммуникативных способностей является своеобразным отражением структуры деятельности и имеет три подструктуры: - гностические способности, т.е. способности понимать других;
- экспрессивные способности, т.е. способности быть понятым другими, способность к самовыражению;
- интеракционные способности, т.е. способности адекватно влиять на других.
На базе этого Н.И. Карасева выделила в структуре коммуникативных способностей следующие компоненты:
1) способность к оптимитизации межличностных отношений в группе;
2) способность к достижению целей;
3) социоперцептивные способности, т.е. совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для успешного восприятия, понимания и оценивания других людей;
4) "техника общения", т.е. тактические умения общаться;
5) некоторые межличностные предпосылки коммуникативной деятельности.
Наряду с коммуникативными способностями в отечественной психологии широко исследовались и коммуникативно-речевые способности.
Онтогенезом речеязыковой способности занималась М.И. Лисина. Она отмечала, что эта способность развивается в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Исследование же процесса развития коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста позволили Т.А. Пироженко доказать возможность целенаправленного их формирования в детском саду.
Анализ проблемы развития коммуникативно-речевых способностей позволяет определить эту способность как комплекс индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, которые обеспечивают человеку быстрое и качественное усвоение и применение средств коммуникации для успешного взаимодействия с партнерами по общению . Коммуникативно-речевая способность является интегральным личностным образованием психики индивида как субъекта общения. Сущность этой способности проявляется в развитии произвольных коммуникативных характеристик. Ведущим условием развития обозначенной способности является установление субъект-субъектных отношений ребенка с окружающими взрослыми и детьми.
Особенно широко изучались коммуникативно-речевые способности в связи с профессиональной деятельностью педагога. На необходимость целенаправленного формирования этих способностей у будущих педагогов указывали В.А. Кан-Калик и А.Б. Добрович и др.
Помимо коммуникативных способностей, коммуникативной компетентности довольно часто в психологии можно встретить и такие понятия, как "коммуникативные умения", "навыки общения". Так, А.Н. Леонтьев дал развернутую характеристику коммуникативных умений:
владеть социальной перцепцией или чтением по лицу; понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность человека, его психическое состояние и т.п. по внешним признакам; умение "подавать себя" в общении.
В. Леви и В.А. Кан-Калик ко всему прочему добавляли, что особое внимание следует обратить на развитие способности вступать в контакт, организовывать сотрудничество во время общения.
За рубежом к коммуникативным умениям чаще всего относили следующие компоненты: описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание, обратная связь.
Описание поведения включает в себя способность высказываться в описательном ключе и умение наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
В коммуникацию чувств входит умение адекватно сообщать о своем внутреннем состоянии и умение определять состояние партнера по жестам,
мимике, пантомимике .
В активное слушание R.R. Garkhuff включает умение отвечать за то, что ты слышишь .
К перечисленным коммуникативным умениям C.R. Rogers добавляет также развитие эмпатии, умение эмпатически общаться. Эмпатически общаться в представлении G. Egan - значит убедить других в своем понимании, как их чувства, так и поведения и опыта, лежащих в основе этих чувств.
В.Ш. Масленникова и В.П. Юдин также составили список основных коммуникативных умений. К ним относилось: умение правильно выбирать содержание общения и пользоваться при этом различными средствами; умение ориентироваться, управлять своим поведением и ставить себя в положение других; находить положительные и отрицательные стороны общения; создавать ситуацию общения, входить в нее, располагать людей к себе и умение их слушать.
Более подробную классификацию коммуникативных умений мы встречаем у А.В. Мудрик. Она выделила пять основных блоков: 1) умение переносить известные знания, навыки, приемы общения в условиях новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;
1) умение для каждой коммуникативной ситуации находить новое реше- ние из комбинации уже известных идей, знаний, навыков, приемов;
2) умение создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной проблемы;
3) умение ориентироваться в ситуации, во времени и партнерах, а также в отношениях с ними;
4) умение общаться в группе.
Заметим, что термином "умения" авторы обозначают владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.
Как мы проследили, психологи обращались в основном к изучению отдельных коммуникативных характеристик. Исследование коммуникативных способностей, коммуникативных черт характера, коммуникативных навыков можно отнести к поликомпонентному изучению коммуникативных характеристик.
Однако довольно долго при изучении межличностного общения не было выделено параметра, который мог бы выявить уже систему внутренних возможностей человека в осуществлении межличностного общения. По мнению В.В. Рыжова, именно изучение общения как деятельности, субъектом которой является группа, социальный, совокупный субъект с большей силой поставило вопрос о том, что представляет собой участие в общении конкретного индивида, конкретной личности. Это вопрос о той системе психологических, индивидуально-психологических свойств, умений, способностей и т.п., которые обеспечивают личности возможность вхождения в общение.
Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении.
На наш взгляд серия исследований в рамках системного подхода была начата А.А. Бодалевым в 60-70 гг. под влиянием идей Б.Г. Ананьева и В.М. Мясищева и продолжилось его учениками и соратниками В.Л. Кабриным, В.Н. Князевым, В.Н. Куницыной, В.Н. Панферовым и др.
"...Образы других людей и складывающиеся у человека обобщенные знания о них постоянно зависят от целей и характера его коммуникаций с другими людьми..." - отмечал А.А. Бодалев.
В процессе межличностного общения всегда происходит взаимодействие людей, отличающихся друг от друга эмоциональной сферой, волевыми и иными свойствами.
Исследование системы коммуникативных характеристик осуществляется в это время в основном в рамках коммуникативного подхода. В.И. Кабрин определил коммуникативный подход как научно-практическое направление синтеза теории и практики общения с целью коррекции и активизации психосемантических механизмов самореализации личности и группы на основе системы представлений о коммуникативной природе и их духовной жизни.
Интегральными понятиями, изучающими систему свойств личности, необходимых для успешности общения становятся понятия: "коммуникативные качества личности", "коммуникативные способности" в более широком их понимании, "коммуникативный потенциал личности", "коммуникативное ядро личности" и т.д. Все эти понятия отражали тот или иной уровень взаимодействия личности с окружающими людьми.
Так, коммуникативные качества личности изучались А.А. Бодалевым, А.В. Мудрик, В.А. Богдановым, В.Н. Панферовым, S. Slavson и др.
Например, в работах Б.Г. Ананьева , В.М. Афонькова , А.В. Мудрик показана роль коммуникативного развития в детстве для последующего психического и социального Становления личности. По данным А.В. Мудрик, X. Миккин, Х.И. Лийнетс, М. Хенно и др. нарушение общения в детстве приводит к утере эмоциональных контактов с взрослыми и сверстниками, к отсутствию комплекса оживления, недоразвитию коммуникативной функции речи, к неспособности правильного установления взаимоотношений, несформированности навыков общения. В связи с этим авторами ставится вопрос о подготовке человека к общению, о формировании у него коммуникативных качеств, необходимых для эффективного вхождения в социальную среду, и противостояния фрустрирующим влияниям.
Причем, А.В. Мудрик выделяет три личностные особенности, которые играют особо важную роль в том, насколько личность готова к эффективному общению с окружающими.
1. Общительность. Возможность развития этого личностного свойства, отмечала она, связана с тем, что общительность-замкнутость не всегда являются стабильными. В онтогенезе они могут сменять друг друга в связи с возрастными периодами развития личности. Эти свойства могут проявляться и не проявляться в зависимости от конкретных ситуаций, в которых оказывается школьник в один и тот же возрастной период.
2. Эмпатия. А.В. Мудрик различала два ее вида: сочувствие и сопереживание.
3. Спонтанность восприятия. Очень важно, отмечала Л.Б. Ермолаева-Томина, культивировать спонтанность восприятия. Необходимо, чтобы дети умели видеть мир таким, какой он есть в данный момент, а не через "ярлыки слов и понятий".
Анализируя профессиональную деятельность клубных работников, В.Н. Панферов выделил две группы качеств, которые составляют основу профессиональной деятельности: собственно коммуникативные качества и группу качеств, способствующих протеканию организационно-коммуникативной деятельности. В число коммуникативных качеств личности вошли:
1) воспитанность, требовательность, объективность, великодушие, обя- зательность, интерес к людям;
2) чуткость, понимание людей, доброжелательность, уравновешен- ность, вежливость, терпимость, приветливость, деликатность, отзывчивость, внимательность;
3) общительность, коллективизм, авторитетность, обязательность, дипломатичность, демократичность;
4) самокритичность, скромность, самоутверждение, самосовершенствование, самолюбие, уверенность в себе.
S. Slavson же выделил такие качества, как уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила "Я", высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, желание помочь людям, терпимость.
Просмотрев вышеперечисленные классификации, можно сделать вывод, что они не полностью отражают необходимые коммуникативные качества личности.
Более полную характеристику коммуникативных качеств мы встречаем у А.А. Бодалева . Он отмечал, что коммуникативные качества являются важным условием общения. " Личностные черты, формирующиеся у каждого из нас, и, прежде всего те из них, которые образуют склад нашего характера, определяют общий рисунок нашего поведения при общении с людьми". Автор выделил следующие качества личности, необходимые при общении:
1. Глубокое знание психологии другого человека. Развитие этих качеств по его мнению, начинается с формирования такой направленности личности, при которой другие люди стояли бы в центре складывающейся у него системы ценностей. Это будет способствовать успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним.
2. Наличие в интеллекте, а также в эмоциональной и волевой сферах целого ряда характеристик, которые все вместе обеспечивали бы успешное общение.
В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам:
- внимание; достаточно большой объем внимания, умение его распределять, высокая его устойчивость;
- восприятие, наблюдательность; умение быть наблюдательным по отношению к окружающим нас людям, способность фиксировать малейшие колебания в их внешнем поведении;
- память; это условие, успешного общения; в общении необходимо постоянно запоминать имена людей, их отчества, лица;
- мышление; способность каждого из нас анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руководят им, определять его поведение в различных ситуациях;
- интуиция; постижение особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения; у человека происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение сути какого-либо поступка, факта поведения или всей личности другого человека;
- воображение; проявляется в умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами; человек с неразвитым социальным воображением приписывает свои собственные состояния, свои намерения и мысли другим людям;
Условием успешности общения человека с другими людьми является также воспитанность его эмоциональной сферы, умеет ли человек сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои.
3. Умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.
В классификации А.А. Бодалева явно просматривается системный подход. Здесь отражены и направленность личности, и умение выбирать подходящий способ поведения, а также развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы.
С несколько иной классификацией коммуникативных качеств мы встречаемся у В.А. Богданова. Кратко рассмотрим основные черты личности, необходимые при общении, выделенные им.
Черта общительность, коммуникабельность или, напротив, замкнутость является главной составляющей при общении.
Черта "правдивость - лживость" подчеркивает согласие между содержанием коммуникации и сознанием носителя черты.
Черта "остроумие", по мнению Е.С. Кузьмина и его соавторов, характеризует интеллектуальный уровень личности, ее ум . В то же время достаточно очевидной является ее связь с коммуникативными ситуациями. Она отражает форму подачи сообщения.
Черта "крикливость" выражает также форму коммуникации, но обусловленную уже темпераментом носителя черты.
Черта "пустословие-обязательность" выражает соотнесение между коммуникативным поведением и характером личности.
Черта "красноречие-косноязычие" обусловлена способностями. Эта зависимость особенно наглядно выступает при анализе речевого воздействия, ставшего профессиональной деятельностью и описанного А.А. Леонтьевым на примерах оратора, лектора, драматического актера, а В.Е. Семеновым на примере журналистов и писателей.
Черта "назидательность" указывает на влияние опыта личности на интонационную форму подачи сообщения.
Черта "молчаливость-говорливость" выражает обусловленность коммуникации мотивационной подструктуры личности. Е.С. Кузьмин, И.П. Волков и Ю.Н. Емельянов связывают потребность в одиночестве со склонностью к самоанализу, самонаблюдению.
Черта "отчужденность" выражает зависимость восприятия носителя черты от коммуникации, т.е. как раз независимость.
Черта "ответственность" выражает влияние информационной идентификации в коммуникации на сознание носителя черты.
Черта "уважительность - фамильярность" и примыкающие к ней почтительность, предупредительность, корректность, обходительность и т.п. фиксирует" зависимость внимания носителя черты от особенностей коммуникативного процесса, от близости с партнером по коммуникации.
Черта "самооценка", по мнению Б.Г. Ананьева всегда связана с коммуникативными чертами личности и со сравнением своих способностей со способностями других людей. Он считал, что человек, который переоценивает себя, как правило, недооценивает других, отрывается от коллектива.
В семействе значений "ласковость - насмешливость" находят свое место черты нежности, ироничности, саркастичности. А.А. Бодалев обращал внимание на мысль В.Н.Мясищева о формирующей роли ласкового, одобряющего обращения в становлении потребности общения.
Черту "доброту-злобность" относят к сфере этических чувств. Данное свойство фиксирует особенности консолидации с партнером, воздействующие на эмоциональное состояние последнего.
Всего В.А. Богданов выделил около 130 черт личности, проявляющихся и формирующихся в общении. Причем, понятия "коммуникативные качества личности", "коммуникативные черты" и "коммуникативные свойства личности" употребляются им как синонимы.
В отличие от А.А. Бодалева и А. В. Мудрик, выделивших в своих классификациях по три блока коммуникативных качеств, В.А. Богданов дал развернутую характеристику самих коммуникативных качеств. В основу анализа был положен перечень из 1300 черт личности, отображенных в лексике русского языка и опубликованных К.К. Платоновым и Г.Г. Голубевым. Перечень был сокращен в десять раз. Но в данную классификацию, следовало бы включить коммуникативные мотивы и направленность личности.
Итак, мы рассмотрели классификации коммуникативных качеств личности. Анализ этих классификаций показывает, что системный подход выражен недостаточно.
Помимо коммуникативных качеств В.В. Рыжов, В.А. Кольцова, А.А. Бодалев и др. используют в своих исследованиях, направленных на выявление свойств личности, проявляемых в общении понятие "коммуникативного потенциала личности". Причем единого согласия по этому поводу не существует.
Так, А.В. Фомин определяет коммуникативный потенциал через такие свойства личности как: потребность в общении, стремление к пониманию людей, способность к идентификации и сопереживанию, стремление быть понятым, общительность.
Рассматривая коммуникативный потенциал личности и группы как систему свойств, обеспечивающих успешное общение в целом и конкретное участие в нем конкретной личности, В.В. Рыжов считает его системой коммуникативных способностей. Такой подход к анализу способностей разных видов деятельности является достаточно традиционным. .
Сколько-нибудь стройной концепции, определяющей основные направления в изучении коммуникативного потенциала личности как коммуникативных способностей, в настоящее время в психологии не создано. Однако, как мы уже заметили, исследование коммуникативных способностей проводится в широком диапазоне. В основу понятия "коммуникативный потенциал личности", как системы коммуникативных способностей, было положено учение Л. Тайера о коммуникативных способностях, Л. Тайер выделил две группы этих способностей:
1) стратегические способности ;
2) тактические способности ;
А.А. Леонтьев добавляет две подгруппы к тактическим способностям: первая из них связана с умениями коммуникативного использования личностных особенностей другого человека, вторая - с владением техникой общения и контакта. Сюда входит целый комплекс качеств личности: способность управлять своим поведением в общении, комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием и учетом в общении личностных особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого; способности устанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении; способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении. .
Особенно глубоко и всесторонне изучается коммуникативный потенциал личности в связи с профессиональной деятельностью
Так, В.В. Рыжов, формулируя критерии профессиональной компетентности учителя, представляет следующий обобщенный портрет входящих сюда коммуникативных свойств личности, своеобразный коммуникативный потенциал. Это оптимально развитые общепсихологические составляющие коммуникативного потенциала личности как участника общения: высокая общительность, инициативность и достаточная спонтанность, легкость коммуникативных актов; социально широкий круг общения и содержательно богатое его тематическое наполнение; кооперативная мотивационная направленность личности в общении и сотрудничестве; высокий уровень развития социально-перцептивных способностей личности как субъекта перцепции; высокоразвитые качества социальной рефлексии как основы саморазвития и самосовершенствования коммуникативных свойств и способностей.
В.В. Рыжов считал, что анализ социально-перцептивных свойств и возможностей личности позволяет считать их своеобразными коммуникативными способностями, которые формируются в ходе участия личности в общении и, в свою очередь, влияют на успешность этого участия.
А.А. Бодалев относит к числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих структуру коммуникативного потенциала -уровень потребности в общении, его локализованность, коммуникативную активность и инициативность .
Р.А. Максимова добавляет к структуре коммуникативного потенциала личности наличие установки на общение с другими людьми, особенности эмоционального отклика на партнера, собственное самочувствие человека в ситуации общения .
Практически все исследователи отмечают, что важное значение в структуре коммуникативного потенциала занимают коммуникативные навыки и умения.
В.А. Кольцова считает, что коммуникативный потенциал личности относительно стабильное личностное образование, формирующееся в детстве. Иного мнения придерживается В.В. Рыжов. Он считает, что коммуникативный потенциал личности является динамичной, развивающейся и обогащающейся системой свойств и способностей.
Параллельно с понятием "коммуникативного потенциала личности" в отечественной психологии часто встречается понятие "коммуникативных возможностей личности". При этом к системе коммуникативных свойств личности, выражающих ее способности воспринимать и понимать личностные особенности участников общения и совместной деятельности, следовало бы добавить способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, а также способности к пониманию, места и роли каждого в группе.
Я. Л. Коломинский с соавторами относит, например, к этой группе социально-психологическую наблюдательность, которая квалифицируется как особая способность, наиболее непосредственно проявляющаяся в умении распознавать характер взаимоотношений в группе. На основе анализов и экспериментов здесь выделены два вида психологических свойств, составляющих социально-психологическую наблюдательность: социально-психологическая рефлексия - способность личности адекватно оценивать свои взаимоотношения с другими участниками общения и социально-психологическая перцепция способность адекватно воспринимать и оценивать отношения между другими участниками общения. При таком дополнении мы получаем систему перцептивно-рефлексивных способностей, которые составляют внутреннюю психологическую основу возможностей личности.
Как мы видим, авторы не ставят четких границ между понятиями "коммуникативный потенциал" и "коммуникативные возможности".
Наряду с понятием коммуникативного потенциала личности многие исследователи используют в своих работах определение "коммуникативное ядро личности". .
По представлению А.А. Бодалева в понятие "коммуникативное ядро личности" включается характерное для нее единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими-то техническими средствами контактах индивида с различными людьми и общностями. Это, во-первых, все формы знания о люд4х и общностях, которыми располагает человек и которые более или менее полно актуализируются у него в общении с ними; во-вторых, все переживания, проявляемые в контактах с другими людьми или общностями; в-третьих, все виды вербального и невербального поведения, через которое возникают эти контакты.
Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Совокупность качеств, вместе взятые, составляют коммуникативное ядро личности.
При исследовании коммуникативного ядра личности В.Н. Куницына выделила шесть уровней восприятия и понимания людьми друг друга. Она дала содержательные характеристики каждого уровня, связанные с особенностями психологических свойств, в совокупности образующих основу коммуникативного ядра личности.
1. Уровень мастерства и свободы в общении. Предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошую саморегуляцию, отсутствие отчужденности, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.
2. Лидерский уровень. Хорошее владение навыками и умениями устанавливать и поддерживать общение. Это увереннее в себе люди, находящие взаимопонимание с другими, с чувством собственного достоинства, которое избавляет их от недоверия, липших ссор и недоразумений. Они смелы и активны в контактах, без излишней чувствительности, не авторитарны, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей.
3. Радикально-партнерский уровень. Он характерен для людей конформных, умеющих выслушать и найти общее решение, владеющих самоконтролем, практичных и неагрессивных.
4. Жестко-консервативный уровень. Отмечается у закрытых, расчетливых, нон конформных, погруженных в себя и не контролирующих свои эмоции людей. У них не наблюдается эмпатия.
5. Авторитарно-агрессивный уровень. Нет гибкости в способах влияния, пониженное самоуважение и высокая тревожность. Такие индивиды эмоционально не стабильны, фрустрированы, конфликтны, раздражительны, взвинчены, нетерпеливы, без партнерской ориентации.
6. Уровень невротического одиночества и застенчивости. Это несме-лые, робкие, неуверенные в себе, глубоко одинокие, аутичные, с плохой адаптацией, невротизированные люди. Причем застенчивых индивидов разделили на две группы:
- неадаптированные;
- адаптированные.
Авторы отмечают, что в коммуникативном ядре личности одни качества могут играть доминирующую роль в становлении личности, а другие -подчиненную.
Итак, понятия "коммуникативные способности", как составная часть коммуникативного потенциала личности, "коммуникативные возможности", "коммуникативные качества", "коммуникативный потенциал", "коммуникативное ядро личности" отражают системный подход в изучении свойств личности необходимых для успешности общения.
Понятие "коммуникативные свойства личности" употребляется в психологии редко и применяется в основном в связи с профессиональной деятельностью.
Так, А.К. Карпова, анализируя конкретные ситуации общения, выделила необходимый минимум коммуникативных свойств, способствующих коммуникативному процессу: компетентность, организованность, доброжелательность и моральная определенность, чистота, порядочность.
М.Е. Теплышев включил в коммуникативные свойства личности прежде всего комплекс знаний, умений, навыков, способствующих формированию деловых взаимоотношений. Сюда же он относит глубокое знание изучаемого предмета, умение свободно держаться перед публикой, наличие организаторских способностей, эмоциональность и активную жизненную позицию.
Система коммуникативных свойств личности понимается ими не как изначальная заданная, а как приобретаемая в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми и в реальных условиях общения с ними. Эти свойства выступают как внутренние резервы личности в специфических ситуациях общения, обеспечивающие эффективность ее деятельности в этих условиях.
Таким образом, из приведенных данных мы видим, что у отечественных, так и зарубежных психологов нет единого термина для обозначения свойств личности, необходимых в общении. Как 'мы проследили, в рамках системного подхода используются понятия: "коммуникативные возможности", "коммуникативный потенциал", "коммуникативные способности", и т.д. Причем четкого разграничения этих понятий не существует. Так, например, коммуникативные способности и коммуникативные навыки и умения, а также коммуникативные качества и черты, коммуникативный потенциал и коммуникативные возможности используются как синонимы.
Наши исследования показали, что при изучении коммуникативных свойств личности наблюдается известная фрагментарность, нет единого понимания этой проблематики и недостаточно выражен системный подход.
Мы же в своем исследовании хотели бы остановиться на понятии "коммуникативные свойства личности". Свои убеждения мы построили на основе трудов СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.К. Перова. На наш взгляд причиной изучения коммуникативных свойств личности послужили исследования структурных элементов личности. Так, представители индуктивного направления считали, что личность есть "носитель совокупных психических свойств, определяющих социально значимые формы деятельности". Представители дедуктивного направления понимали личность как "систему и единство психических процессов и образований". При этом В.Н. Мясищев отмечал, что и психические образования и психические процессы обладают качествами, которые выступают как свойства личности. Отечественные исследователи нашли много подтверждений тому, что протекание психических процессов находится в непосредственной зависимости от свойств личности и, с другой стороны, любой психический процесс в ходе деятельности личности закономерно переходит в психическое свойство личности.
А.К. Перов также утверждает, что если психические процессы и состояния имеют существенное значение для человека, то они в конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки. Процессы и состояния закрепляются и превращаются в свойства, когда они обеспечивают достижение значимого для человека эффекта в теоретической и практической деятельности
По мнению А.Г. Ковалева, свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения типичный для данного человека.
Именно поэтому в своем исследовании мы употребляем понятие коммуникативных свойств личности. Так как коммуникативные качества, черты, способности и т.д., обеспечивающие определенный уровень общения и значимые для самого индивида и окружающих его людей, закрепляются в структуре личности и превращаются в устойчивые его признаки, т.е. коммуникативные свойства личности.
Устойчивость коммуникативных свойств личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость поведения в с!фере общения. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях коммуникативные свойства не были бы устойчивыми, то людям было бы трудно взаимодействовать друг с другом: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.
Но часто может не совпадать картина поведения, темперамента и действительный тип нервной системы в повседневной жизни человека. В поведении одного и того же человека в различных условиях обнаруживаются резко различные динамические особенности . Можно ли здесь говорить об устойчивых особенностях поведения и будут ли в этом случае они считаться свойствами? \
П.П. Распопов справедливо говорит о том, что эти различия зависят от временных состояний ВНД. Он считал, что динамические характеристики поведения могут быть весьма различными в зависимости от того, проявляются ли нервные процессы на оптимальном уровне возбудимости мозговой коры, или имеют место тормозные и экссисаторцые фазы. При этом в одних случаях фазовые состояния могут маскировать тип нервной системы, а в других демаскировать ее. Например, человек в состоянии вдохновения ощущает чувство подъема. Противоположное состояние - состояние неуверенности, отчаяния, тоски. То есть, психические состояния, возникающие под влиянием внешних или внутренних воздействий, могут благоприятствовать или не благоприятствовать деятельности человека.
По мнению Н.А. Костенецкой, состояние - это временный определенный функциональный уровень коры больших полушарий, отражающий влияния внутренней среды организма или внешних условий и проявляющийся в повышенной или пониженной психической активности человека. Состояния носят временный, но относительно устойчивый уровень активности человека. Вызываются они или сильными значимыми для личности воздействиями или же слабыми, но длительно действующими раздражителями.
Развитие познавательной сферы
Восприятие
в раннем возрасте остается синкретичным и расплывчатым. Узнавание предметов осуществляется по какому-либо случайному, яркому признаку, детали. Это проявляется в том, что ребенок часто рассматривает картинки, фотографии "вверх ногами".
Восприятие развивается по мере овладения ребенком предметной деятельностью, в хо ...
Общие условия семейного воспитания
Обыкновенно все замечаемые у ребенка неблагоприятные явления приписывают самому ребенку, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка являются отражением качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень с ...
Мышление
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность человека, устанавливающая связи и отношения между различными объектами и явлениями социальной действительности.
Интеллект – совокупность общих умственных способностей, определяющих успех человека при решении разнообразных познавательных задач.
Интеллект любого челов ...
Разделы