Материалы » Адаптация человека к профессиональной деятельности » Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства

Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства
Страница 3

Индивидуальные стили деятельности — четвертое направление, разработанное отечественными психологами Е. А. Климовым, В. С. Мерлиным, Е. П. Ильиным, Б. А. Вяткиным, М. Р. Щукиным, Л. Я. Дорфманом и др. [34, 62, 64, 72, 92, 123, 127]. Это направление отличается от зарубежных "деятельностным", а не "личностным" подходом к определению стиля. Его исходными теоретическими положениями стали идеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина о социальной обусловленности развития психики, социальной равнозначности разных биологических задатков, операциональной структуре способностей и возможности их взаимной компенсации.

Е. А. Климов, первым начавший исследование этой проблемы, рассматривал ИСД как устойчивую систему способов (деятельности); или в широком смысле слова — как "индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей . индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности" В серии его исследований диагносцировались отдельные психофизиологические особенности человека.

"Предтеча" этой научной концепции В. С. Мерлин выделял три уровня в формировании ИСД:

1) формирование "симптомокомплексов", характеризующих отдельные свойства личности;

2) изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств человека по мере развития;

3) возникновение новых связей между индивидуальными свойствами — формирование интегральной индивидуальности

Сделавший значительный вклад в этой области Е. П. Ильин1 настаивал, что уже изначально ИСД формируется под влиянием не отдельных свойств человека, а целостного "типологического симптомокомплекса" — врожденных комбинаций свойств высшей нервной деятельности

Понятие "индивидуального стиля деятельности" образуется пересечением понятий "субъект" и "деятельность"; понятие

Ильин Евгений Павлович — доктор психологических наук, профессор. Специалист в области психологии и психофизиологии профессиональной деятельности.

"метаиндивидуальность" включает понятия "интегральная индивидуальность" и "контактная социальная группа", или "социальное окружение" Таким образом, более детальный анализ неизменно обнаруживает в объектах психологии новые качества, аспекты, интегральные эффекты, порождаемые взаимодействием ранее изученных явлений. Подобное движение "от абстрактного к конкретному" используем и мы. Для описания концепции СПД помимо категории "субъект" и "деятельность" нами привлекается и более широкое понятие "среда" (под которой подразумеваются ее физические условия, профессиональная деятельность и ее субъекты, их взаимодействия и порождаемые социально-психологические эффекты).

Более того, активная специфическая организация — структурирование деятельности субъектов — не ограничивается образованием определенных симптомокомплексов их психологических особенностей и "интегральной индивидуальности" в целом, равно как и систем приемов и способов деятельности.— стилей. В пространстве совместной деятельности появляется явная неравномерность и даже антагонизм распределения ее "единиц" — действий и операций, а также неравномерность распределения активности самих субъектов.

Компоненты деятельности распределяются в пространстве деятельности, образуя в разных его частях рисунок — "снежинки". В серии исследований выявлено несколько закономерностей:

1) устойчивость комбинаций компонентов ("кристалликов", корреляционных "плеяд", подструктур);

2) их устойчивое расположение в разных частях пространства деятельности;

3) комбинации компонентов характеризуются синергетикой одних из них и антагонизмом других, устойчивостью их положительных и отрицательных интеркорреляций (нечто, похожее на консонансы и диссонансы отношений звуков разной высоты);

4) переход субъектов к другим режимам деятельности, к другим стиля возможен, но — поэтапно, опосредованно внутренними отношениями подструктур — корреляционных "плеяд" (нечто, похожее на законы обращения аккордов музыкального строя).

Все вместе дает основание описывать особенности организации компонентов пространства деятельности, используя понятия структурированность и дискретность

Мы прежде всего рассматриваем стили как психологические системы отдельного субъекта (его когнитивный, эмоциональный, поведенческий, индивидуальный стили деятельности), включенные в совместную профессиональную деятельность многих субъектов. Так, например, представитель социономических профессий рассматривается не как отдельный субъект — носитель определенного индивидуального стиля деятельности, но как активный участник более общих социально-психологических "единиц". При таком понимании проблемы многие из прежних представлений о стиле кардинально изменяются.

Страницы: 1 2 3 4 5


Негативные эмоции.
На диаграмме представлены обобщенные данные, полученные в ходе анализа 78 жизненных историй. Мы видим: подавляющее количество наших соотечественников (89,7%) склонны к переживанию страха. Этот страх потери контакта с любимым человеком, страх осуждения и наказания, страх отвержения, страх быть самим собой, страх потерять близкого челов ...

Раздел 2
2.1. Восприятие – это не пассивное отражения реальности, а активный творческий процесс. Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Среди таких особенностей важно отметить значение жизненного опыта воспринимающего, его собственной теории личности, присущего ему способа понимания других людей и ег ...

Компенсаторная (замещающая) функция эмоций
Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсато ...